Минприроды затеяло обмен бланков лицензий на разведку и добычу полезных ископаемых.
Чиновники аргументируют необходимость процедуры заботой о привлечении инвестиций
компаниями-недропользователями. Объекты заботы полагают, что Минприроды пытается
заставить их взять на себя обязательства, не предусмотренные лицензионными соглашениями.
Сейчас департамент лицензирования МПР завершает разработку нового бланка
и с января предполагает начать обмен лицензий. Как пояснил "Ведомостям"
начальник департамента лицензирования МПР Алексей Перепелкин, старые бланки
не позволяли министерству организовать компьютерный учет выполнения соглашений.
Единой формы для них нет, и в каждом регионе, говорит Перепелкин, соглашения составляют
"кто как хочет".
Обмен бланков предполагается сделать добровольным, но обусловленным.
"Мы не собираемся никого заставлять или наказывать, но будем с недоверием смотреть
на тех, кто откажется от обмена", - объяснил представитель МПР, просивший об анонимности.
Главный аргумент чиновников - забота о компаниях - владельцах лицензии.
"Если добровольцам нужны чистые основания для привлечения инвестиций,
- цитирует "Интерфакс" замминистра природных ресурсов Александра Поволоцкого,
- то они будут менять бланки лицензий". В одной из крупных нефтяных компаний
объяснению замминистра удивились: "А что, действующие лицензии нечистые?
Они ведь получены на законных основаниях".
Как раз в этом МПР и сомневается. Как сказал "Ведомостям" источник в МПР, в 1990-х гг
лицензии часто выдавались с нарушениями закона о недрах. По его словам, во многих
лицензионных соглашениях "не зафиксировано конкретных обязательств компаний".
При обмене лицензий МПР собирается "проверить законность их выдачи"
и в ряде случаев предложить недропользователям уточнить свои обязательства,
говорит чиновник. Переоформленные лицензии в МПР будут считать "более легитимными",
недропользователи смогут не опасаться их отзыва, а банки начнут выдавать под лицензии
кредиты, предполагает представитель МПР.
В компаниях необходимости в обмене не видят. В одной крупной нефтекомпании
сказали "Ведомостям", что не против "технического обмена паспортов", но опасаются,
что при проведении обмена чиновники "оторвутся по полной", благо рычаги у министерства
есть: можно затруднить выдачу недропользователю новых лицензий.
В другой компании заявление об обмене сочли "декларацией, оправдывающей отсутствие
реальной работы": по словам источника, компания сама просит МПР пересмотреть условия
трех десятков имеющихся у нее лицензионных соглашений, но министерство на эти обращения
не отвечает.
На призыв обменять бланки лицензий компании вправе ответить МПР тем же.
Как объяснил "Ведомостям" один из разработчиков закона о недрах, начальник управления
экономики окружающей среды Минэкономразвития Всеволод Гаврилов, до принятия нового
закона сохранится нынешняя правовая коллизия: лицензия - это административный документ,
который может быть отозван Минприроды при согласии региона, а лицензионное соглашение
- гражданский договор, который можно изменить только по обоюдному согласию.
Добровольно на ужесточение условий "ни один сумасшедший не пойдет",
полагает директор "СРП-Экспертиза" Михаил Субботин, при участии которого разрабатывается
закон о концессиях. Он уверен, что если компания не нарушает соглашение, то никаких шансов
добиться его пересмотра в административном порядке у МПР нет.
Менять лицензии до принятия готовящегося в правительстве закона о недрах нелогично,
считает консультант комитета Госдумы по энергетике Алексей Кочешков. Иначе вскоре
возникнет потребность повторить эту процедуру.
|
БЕЗОТЗЫВНОЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ :
Проведя в 2001г инвентаризацию всех 27 500 лицензий
на недра, Минприроды пришло к выводу, что условия 1 020 из них "полностью не выполняются".
Организовать массовый отзыв лицензий не удалось. МПР рекомендовало досрочно прекратить
действие лицензий на 37 участков, но владеющие "вторым ключом" губернаторы не дают
согласия на отзыв. Прекращены только те лицензии, которые компании сдали добровольно.
Как отмечает Валерий Нестеров из ИК "Тройка Диалог ", реализовать свои планы МПР мешает
межведомственная разобщенность, отсутствие механизма компенсации за проведенные
недропользователем работы и противодействие компаний.
|
|
25.11.2002 -
ОНАКО-Медиа
Доля налога на добычу полезных ископаемых в федеральном бюджете
за 10 месяцев составила 16%
Поступления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых, введенного
с 1 января 2002г, за январь-октябрь составили 164 млрд.руб,
или 16% от общей суммы налоговых платежей.
Как сообщил начальник управления ресурсных платежей министерства РФ по налогам и сборам
Андрей Федоров, всего законом о федеральном бюджете на 2002г предусматривается поступление
173,1 млрд.руб этого налога, в консолидированный бюджет - 212,6 млрд.руб.
Глава представительства фонда отметил, что основной объем поступлений налога на добычу
полезных ископаемых (95,5% в консолидированный и 97,7% в федеральный бюджеты)
приходится на углеводородное сырье - нефть, газовый конденсат и природный газ.
Федоров подчеркнул, что при добыче углеводородов 80% налога поступает в федеральный
бюджет, а 20% - в региональные бюджеты, при добыче твердых ископаемых 60% налога
направляется в бюджеты субъектов Федерации, 40% - в федеральный бюджет.
|
|
|