Страницы   золотопромышленника
  • Новости
  • Перспективы российского законодательства
    проекты, решения, комментарии    -- 2004 >>

    Обсуждаются новые редакции закона "О драгметаллах и драгкамнях"

    22.04.2004 - Агентство ВПС/WPS

  • В распоряжении газеты "КоммесантЪ" оказались сразу две новые редакции закона "О драгметаллах и драгкамнях", которые будут обсуждаться на слушаниях в ТПП

      Несмотря на различие подходов чиновников и предпринимателей к реформированию этого рынка, сходятся они в одном - желании произвести тотальный передел полномочий Гохрана. Закон "О драгметаллах и драгкамнях" был принят с четвертой попытки весной 1998г. Три раза президент накладывал на него вето. И всякий раз обоснование было суровым: законопроект в отдельных его частях противоречит российскому законодательству и интересам национальной безопасности России. С последним аргументом удалось справиться, но стремительно меняющиеся реалии вынуждают регулярно вносить поправки в документ, работа над которым началась еще в начале 90-х.

    В распоряжении "Ъ" оказались сразу два проекта новой редакции закона "О драгметаллах и драгкамнях". Один из них подготовлен и уже внесен в правительство Минфином, другой разработан ТПП. Традиционно подходы чиновников и предпринимателей к регулированию рынка заметно различаются. Однако на этот раз у них нашлось одно общее место. И те и другие считают, что реформировать рынок драгметаллов и драгкамней следует в первую очередь за счет передела полномочий нынешнего его регулятора - Гохрана.
    В частности, предприниматели предлагают убрать из закона положение, закрепляющее приоритетное право Гохрана при закупке драгметаллов и камней. Кроме того, они рекомендуют сохранить госконтроль за качеством сортировки и оценки драгкамней только в отношении тех алмазов, которые закупаются для нужд Госфонда. Более того, старатели вообще сомневаются в целесообразности существования последнего, а заодно и Гохрана.

    Предложения Минфина несколько менее радикальны. Чиновники попросту предлагают передать часть полномочий Гохрана другому подведомственному Минфину госучреждению - Пробирной палате. Согласно новой редакции статьи 12 закона, ей передается "контроль за качеством сортировки и оценки добытых драгоценных камней, а также драгоценных камней, ввозимых на территорию РФ и вывозимых с территории РФ". До сих пор, напомним, за этим рынком присматривал Минфин, а техническое обеспечение контрольных функций лежало в основном на Гохране.

      В самом Гохране уверены, что если у него эти функции отберут, то ведомство, ответственное за пополнение кладовки правительства - Госфонда, лишится единственного инструмента, позволяющего ему влиять на добывающие компании. "Сегодня сортировка алмазов - прерогатива Гохрана, и это неотъемлемый элемент системы контроля за качеством сортировки и оценки драгкамней, - утверждает один из руководителей Гохрана. - Без него добывающие компании смогут диктовать свои условия государству".

    В Минфине с такой оценкой категорически не согласны. "Ничего подобного. Достаточно сказать, что сортировкой алмазов и надзором в Гохране занимаются разные подразделения. Наша концепция предельно проста: мы выступаем за перераспределение функций Гохрана. Дело в том, что Гохран, с одной стороны, является игроком на рынке драгметаллов и камней, а с другой - контролирующим органом. Налицо конфликт интересов, так что целесообразно было бы развести эти две его функции", - заявили в Минфине.
    По словам представителя этого ведомства, минфиновский проект сейчас проходит согласование в министерствах. Что же касается перспектив проекта, подготовленного ТПП, то ряд его положений, по мнению представителя Минфина, в ходе подготовки законопроекта "может быть учтен".


      21.04.2004 - Утро.ru
      Старателям запретят добывать золото и алмазы
      Минфин РФ намерен до конца 2004г внести в правительство проект новой редакции закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", сообщил сегодня начальник управления Минфина Леонид Толпежников. По его словам, предлагается разрешить добычу драгметаллов и драгкамней исключительно юридическим лицам, получившим соответствующие лицензии на недропользование.
      "У нас вызывает сомнение, что нужно разрешать старательскую добычу алмазов", - сказал он, напомнив, что против старательской добычи алмазов выступает также и правительство Якутии. Законопроект предполагает закрепление за субъектами добычи права собственности на добытые из недр драгметаллы и камни, а также на "иную продукцию и доходы, полученные при добыче".


    12.04.2004 - Русская Ювелирная Сеть

    Новый проект ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" обсуждался на "круглом столе" в Якутии
    По информации, полученной ИАА "Русская ювелирная Сеть" от ЯСИА, новый проект Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" обсуждался на "круглом столе" в рамках ярмарки-выставки "Северное сияние".

      Напомним, что закон был принят в 1998г и предшествовала ему катастрофическая ситуация, сложившаяся в горнодобывающей промышленности, прежде всего, в золотодобывающей. Законом установлены правовые основы, регулирующие отношения в области геологоразведки, добычи драгоценных камней и металлов, их переработки. На том этапе горнодобывающим предприятиям действительно стало легче работать - закон в некоторой степени ослабил государственную монополию и регламентировал взаимоотношения субъектов промышленности. При существующей ныне потребности либерализации рынка закон требует существенной доработки. Значительным толчком к пересмотру стало изъятие благородных металлов и драгоценных камней из категории валютных ценностей.

    В Министерстве промышленности Республики Саха (Якутия) создана рабочая группа по разработке предложений дополнений и изменений в существующий закон. Главное - это закрепление права собственности субъектов: необходимо сохранение принципа двух ключей. Исключение драгметаллов и камней из объектов особого оборота не могут отразиться на правах публичных собственников - они должны быть равными. И признание общегосударственных интересов должно осуществляться с учетом интересов прав субъектов.

      Противоречия в этой сфере между федеральными и региональными интересами были и есть, потому необходимо изначально заложить основу для построения взаимоотношений, при которых будут соблюдены конституционные принципы рыночной экономики и гражданского законодательства. Также, по мнению Минпрома, считается совершенно необоснованным установление монопольного преимущественного права федерации на приобретение в собственность драгоценных металлов и камней у субъектов, которые занимаются добычей и производством. Якутия непосредственно заинтересована в приобретении драгоценных камней для развития гранильного производства. Внимания заслуживает и определение статуса старательской добычи - это должен быть вид деятельности, а не система организации труда работников.