Ю.М.Тен , А.Н.Курский (Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации)
Инвестиционную привлекательность соглашений о разделе продукции (СРП) обеспечивают: - специальный налоговый режим, при котором инвестор платит минимум налогов, а государство получает максимальные доходы в виде платы за пользование недрами, налога на прибыль и своей доли от прибыльной продукции (но после того, как инвестор окупит свои затраты по проекту); - стабильность условий соглашения на весь срок реализации проекта (до 30-50 лет) и гарантии судебной защиты прав инвестора от административного произвола, в том числе и в третейских (международных) арбитражных судах. Использование минерально- сырьевой базы в режиме СРП (с иностранными и отечественными инвесторами) должно рассматриваться прежде всего как источник реинвестирования в обрабатывающие отрасли промышленности. Мультипликативный эффект может выразиться в обеспечении заказами различных промышленных и транспортных предприятий России.
Усилия Государственной Думы по развитию законодательства о СРП
В результате совместных усилий Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства и Президента Российской Федерации был достигнут ощутимый прогресс в развитии законодательства о СРП: 09.12.98 г. принята Государственной Думой, 23.12.98 г. одобрена Советом Федерации и 07.01.99 г. подписана Президентом РФ новая редакция базового Закона "О СРП", содержащая ряд новых положений, значительно облегчающих при- менение СРП. Содержание этих новых положений приведено ниже в табл. 1. Поправки касаются пяти ключевых статей базового Закона "О СРП". Главный смысл этих поправок заключается в том, что уточняется и упрощается процедура утверждения перечней месторождений, по которым допускается работа на условиях СРП. Устанавливаются требования, касающиеся обоснованности вклю- чения месторождений в эти перечни. Усиливается защита российско- го производителя. В частности, предусматривается обязательное участие российского инвестора в определеной доле в каждом СРП. Предусматривается обязательное участие российских подрядчиков (не менее 70 %) и повышение доли российского персонала (не менее 80 %) при реализации этих соглашений. Принципиальным является усиление государственного контроля за реализацией СРП. По каждому соглашению должен быть создан (раньше в законе было записано, что он может быть создан) управляющий комитет с равными полномочиями представителей инвестора и государства. Управляющий комитет ежегодно будет принимать все решения по ходу реализации данного проекта. Вводится обязательное правило ежегодного доклада Правительства Федеральному Собранию о том, как реализуются ранее подписанные СРП, и предусматривается, что этот доклад будет представляться в составе бюджетных документов. Предусмотрено, что государство обязано выполнять за счет бюджетных средств свои технико-экономи- ческие расчеты по каждому соглашению перед тем, как его подписы- вать. Сегодня процедура заключается в том, что инвестор дает свои предложения, а государство их только оценивает. В конце декабре 1998г. Государственной Думой принят Федеральный закон "О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального Закона "О соглашениях о разделе продук- ции" (табл. 2) - Закон подписан Президентом РФ 10.02.99 г. Эти изменения и дополнения касаются двух групп законов. Первая группа - акты, обеспечивающие стабильность прав пользования недрами для инвестора в течение всего срока действия СРП (табл.2, п.1-2). В отношении этой группы законов в Думе велись длительные дискуссии, связанные с ролью Закона "О недрах" по отно- шению к СРП, поскольку право пользования недрами в России закрепля- ется лицензией, выдаваемой по этому закону. Суть принятого компромиссного варианта в том, что порядок и условия ограничения или прекращения прав пользования недрами, а также поря- док разрешения споров оговариваются и устанавливаются в конкретном СРП. Но при этом и инвестор, и Правительство как стороны соглашения обязаны составлять соглашение с соблюдением в полном объеме требова- ний о рациональном недропользовании, предусмотренных Законом "О недрах", а также природоресурсным и иным законодательствами, при- менимыми к СРП. Вторая группа - акты, обеспечивающие специальный гибкий и стабиль- ный налоговый режим СРП (табл. 2, п. 3-12). В отношении внесения изменений в эти акты в Государственной Думе не было разногласий между политическими фракциями.
Юрий Михайлович Тен - заместитель председателя Комитета по промышленности, строительству, т ранспорту и энергетике Александр Николаевич Курский - советник, академик Российской академии горных наук
Таблица 1. Сопоставление ключевых положении двух редакции базового
Федерального закона "О СОГЛАШЕНИЯХ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ"
Положение Закона | Закон "О СРП" 1995 г. | Закон "О СРП" 1999 г. |
Ограничения на объемы запасов полезных ископаемых, которые разрешается разрабатывать на условиях СРП | Отсутствуют | He более 30 % разведанных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых |
Утверждение перечней месторождений и участков недр для СРП федеральными законами | Любые месторождения и участки недр |
Месторождения с запасами: нефти — более 25 млн т; газа — более 250 млрд м куб; золота коренного — более 50 т; золота россыпного — более 1 т. |
Критерии включения в перечень | Отсутствуют | Месторождения иных полезных ископаемых, относимых к категории стратегических. Градообразующее значение месторождений; отсутствие финансовых и технических средств для освоения новых крупных месторождений на континентальном шельфе, в слабо освоенных районах в целях социального развития и экономической безопасности РФ; необходимость привлечения специальных высокозатратных технологий разработки труд-иоизвлекаемых, в том числе остаточных, запасов полезных ископаемых; необходимость обеспечения регионов собственным топливно-энергетическим сырьем, создания новых рабочих мест в депрессивных регионах |
Утверждение подписанных СРП федеральными законами | Практически все категории СРП | Только СРП по использованию участков недр, расположенных на континентальном шельфе, а также если интересы обороны и безопасности государства требуют заключения соглашения с конкретным инвестором |
Требования о минимальной доле российского персонала, используемого в работах по СРП | Оговариваются в каждом конкретном СРП | Число работников - граждан Российской Федерации должно составлять не менее 80 % |
Требования о минимальной доле российских материалов и оборудования,используемых в работах по СРП | Оговариваются в каждом конкретном СРП | He менее 70 % от общей стоимости заказов на изготовление оборудования, технических средств и материалов; при этом российские товары должны быть конкурентоспособными по отношению к аналогичным иностранным товарам |
Таблица 2. Изменения и дополнения в 12 Федеральных законов, вытекающие из
федерального закона "О СОГЛАШЕНИЯХ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ".
Закон "О недрах" | ||||||||||||
Статья З: Уточнено, что в компетенцию органов государственной власти РФ входит определение совместно с субъектами Федерации перечней объектов (месторождений), предоставляемых в пользование на условиях СРП.
Уточнено, что в компетенцию органов государственной власти РФ входит заключение СРП при пользовании участками недр. Статья 4: Уточнено, что в компетенцию органов государственной власти субъектов РФ входит участие в СРП. Субъекты Федерации не могут устанавливать особые правила в отношении СРП, противоречащие федеральному законодательству Статья 9: Статус пользователя недр будут иметь все стороны (организации), участвующие в СРП. В случаях, когда лицензия выдается одной компании, это позволяет другим компаниям (входящим в консорциум) правильно учитывать и распоряжаться добытой нефтью как продукцией собственного производства Статья 10: Основной упор делается на соглашение как на договор между Правительством и инвестором. В свою очередь СРП не должно противоречить действующему законодательству Статья 11: Лицензия выступает как документ, удостоверяющий право пользования недрами, полученное по СРП. Все требования к порядку недропользования, определяемые Законом "О СРП" и законодательством о недрах, должны содержаться в соглашении Статья 17: Органы государственной власти не имеют права отказать в выдаче лицензии после того, как подписано соглашение. Допускается проведение прямых переговоров (без специального конкурса или аукциона) о переходе на режим СРП в случае, когда компания исторически разрабатывает данное месторождение Статья 20: Право пользования недрами по СРП не может быть прекращено во внесудебном (административном) порядке Статья 41: Установлено, что порядок, размеры платежей за пользование недрами и условия взимания таких платежей при исполнении СРП устанавливаются указанными соглашениями в соответствии с законодательством РФ Статья 50: Споры по вопросам пользования недрами на условиях раздела продукции разрешаются согласно условиям указанных соглашений | ||||||||||||
Закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" | ||||||||||||
Статья 7: Статус пользователя недр должны иметь все стороны (организации), участвующие в СРП. В случаях, когда лицензия выдается одной компании, это позволяет другим компаниям (входящим в консорциум) распоряжаться добытой нефтью как продукцией собственного производства
Статья 8: Отменяет требование о фактически повторном согласовании условий пользования участком шельфа с рядом федеральных органов власти (Федеральная пограничная служба. Министерство обороны, органы рыбоохраны и пр.). Не имеет практического смысла требовать согласовании с перечисленными органами на выдачу лицензии после подписания СРП, если менее чем за месяц до этого аналогичное согласование проходило конкретное соглашение на этапе его подготовки к подписанию в Правительстве РФ Статья 47: Споры между государством и инвестором по вопросам пользования континентальным шельфом на условиях раздела продукции разрешаются в соответствии с условиями указанных соглашений | ||||||||||||
Закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" | ||||||||||||
Количественные ограничения по экспорту продукции, произведенной по СРП, могут вводиться только с учетом обязательств Правительства по соглашению | ||||||||||||
Закон "Об иностранных инвестициях в РСФСР" | ||||||||||||
Уточнен перечень федеральных налогов, которые заменяются разделом продукции (таможенные пошлины, акцизы, налог на добавленную стоимость). В дополнение к названным в законе концессионным договорам вводится понятие "соглашения о разделе продукции" | ||||||||||||
Закон "О таможенном тарифе" | ||||||||||||
Введена ссылка об освобождении от уплаты таможенных пошлин за товары, ввозимые на территорию РФ в соответствии с СРП: плата таможенных пошлин заменяется разделом продукции
| Закон "О дорожных фондах в Российской Федерации"
При разработке месторождений углеводородного сырья действие СРП ограничивается добычей и реализацией сырой нефти, т.е. первым товарным продуктом.
| Обороты по реализации горюче-смазочных материалов, полученных при переработке добытых углеводородов, не могут освобождаться от уплаты налогов
| Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
Имеется в виду, что раздел продукции на условиях СРП заменяет федеральные налоги за исключением платежей за пользование недрами и налога на прибыль, т.е. устанавливается специальный налоговый режим для инвесторов по СРП
|
| Закон "О налоге на имущество предприятий и организаций"
Условия исчисления и уплаты налога определяются СРП
|
| Закон "О налоге на добавленную стоимость"
В целях выравнивания условий для российских и зарубежных подрядчиков товары, работы и услуги (отечественные и иностранные), предназначенные для работ по СРП, освобождаются от налога на добавленную стоимость (НДС)
|
| Закон "О налоге на прибыль предприятий и организаций"
В течение всего срока действия соглашения налог на прибыль взимается по ставке, действовавшей на дату подписания СРП.
| Пример: по проекту "Сахалин-1" ставка налога останется на уровне 35 %, хотя в 1999 г. ставка налога на прибыль корпораций в России снижается до 30 %
| Закон "Об акцизах"
Освобождаются от уплаты акциза подакцизные товары, ввозимые инвестором в соответствии с СРП, или реализуемая по соглашению продукция
| Освобождаются от уплаты таможенной пошлины товары, ввозимые инвестором в соответствии с СРП |