Главные российские месторождения полезных ископаемых могут быть "зарезервированы" в спецфонде. Такую возможность предоставляет чиновникам новая редакция закона о недрах. Минприроды рассчитывает таким образом оградить стратегические запасы от иностранцев.
Министр природных ресурсов Юрий Трутнев в феврале говорил, что в 2005г участвовать в аукционах на разработку крупных месторождений нефти, газа и металлов смогут только компании, в которых российские акционеры владеют не менее 51% капитала. "Для развития национальной экономики необходим механизм преференций", - объяснял министр свою позицию в недавнем интервью "Ведомостям".
Механизм отсечения неугодных претендентов дает новая редакция закона о недрах, которую Минприроды на днях внесло в правительство. Документ разрешает ограничивать или запрещать участие в торгах всем компаниям, "составляющим с иностранными гражданами или компаниями "группу лиц". А отдельные месторождения, которые чиновники поместят в "федеральный фонд резервных участков недр", можно будет разрабатывать только по специальному решению правительства. Минприроды намерено "зарезервировать" крупные месторождения, а также те, которые "значимы для стратегической безопасности страны" или разработка которых принесет "очевидный социально-экономический эффект", пояснил представитель министерства Ринат Гизатулин. Доступ к этим участкам недр для иностранцев может быть ограничен, добавляет он. По словам Гизатулина, другой вариант - предоставление преференций при их разработке российским инвесторам.
Чиновники собирались включить в фонд "наиболее важные и емкие месторождения, например почти всю Восточную Сибирь", утверждает близкий к "Роснефти" источник. Минприроды оценивает промышленные запасы этого малоисследованного региона в 1,7 трлн.куб.м газа и 230 млн.т нефти, а прогнозные ресурсы - в 45,9 млрд.т условного топлива. Трутнев ранее говорил, что "по Восточной Сибири каких-либо ограничений [для иностранцев] не предусмотрено". Зато барьеры для зарубежного капитала будут при разработке "Сахалина-3" (прогнозные запасы - 620 млн.т нефти и 770 млрд.куб.м газа), месторождений им.Требса и Титова (57,6 млн.т и 82,5 млн.т нефти), Удоканского месторождения меди (20 млн.т) и крупнейшего золоторудного месторождения Евразии - Сухого Лога (1 029 т), обещал Трутнев.
С окончательным перечнем резервных месторождений чиновники еще не определились, сказал Гизатулин.
Правительства других стран часто резервируют некоторые участки недр "на перспективу", замечает директор фонда "СРП-Экспертиза" Михаил Субботин. Например, в США "стратегическим резервом" считаются нефтяные месторождения Аляски, рассказывает аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров. Ограничения для иностранцев за границей тоже не редкость: в Норвегии к освоению шельфов допускаются только межгосударственные консорциумы, а в Кувейте или Саудовской Аравии зарубежные компании могут рассчитывать только на сервисные контракты, но не на участие в добыче, говорит он. Правда, по мере истощения месторождений правительства иногда отменяют преференции для местных компаний, добавляет Нестеров.
|
27.04.2005 - Ведомости
-
Страна и нефть:
О пользе разнообразия
Владимир Мау
... Негативный сценарий "Нефтяное проклятие" не является универсальным и неизбежным. Главное, разумеется, не природные ресурсы сами по себе, а качество экономической политики. Обилие природных ресурсов часто становится барьером для выработки и реализации эффективной экономической политики. Существуют специфические обстоятельства, которые позволили некоторым странам "нейтрализовать" негативное влияние природного изобилия.
Во-первых, важен характер ресурсов. Если их много, они разбросаны по стране и не поддаются монополизации со стороны государства, тогда они не становятся препятствием для развития. Экономист Пекка Сутела приводит пример Норвегии, чье благосостояние изначально основывалось на обилии рыбы, прежде всего трески. В отличие от углеводородов, треска существовала в разных регионах страны, не требовала для своей добычи значительных инвестиций, а также не давала возможности государству ни жестко контролировать доступ к ее добыче, ни накапливать этот скоропортящийся ресурс. В результате практически любой норвежец мог заняться рыболовным бизнесом, что создавало основу для экономической (а значит, и гражданской) свободы в отношениях с властью.
"Вопрос не в том, богата ли страна природными ресурсами, а в том, являются ли эти ресурсы естественной основой для возникновения олигархии и автократии из-за их высокой концентрации, или они служат естественной основой для создания демократии и равенства в результате их широкого распространения", - заключает Сутела.
Природное разнообразие и отсутствие явных предпочтений отдельным видам ресурсов также создают основу для конкуренции и диверсификации экономики, препятствуют формированию монопродуктовой экономики. Диверсификация контроля за ресурсами становится важным фактором устойчивого экономического развития, а затем и политической демократизации.
Богатые природными ресурсами США XIX в являются наглядным примером такого развития.
...
|