[TOP] | Из Постановления Коллегии МПР от 21-23 октября 1998 г. N 14 -1 |
О первоочередных антикризисных мерах по стабилизации положения в системе МПР России
В предыдущие годы экономических реформ в основном сформирована
законодательная и нормативно-правовая основа государственного
управления в области изучения, воспроизводства, регулирования,
использования и охраны минерально-сырьевых и водных ресурсов.
  
Создана система управления, разработаны и законодательно закреплены
механизмы лицензирования недропользования, финансирования геологоразведочных
и водохозяйственных работ. Сформированы и действуют органы государственного
геологического и водного контроля. Осуществлена структурная перестройка
производственного звена. Основные объемы поисково-разведочных и водохозяйственных
работ осуществляются соответственно добывающими компаниями и водопользователями.
  
В силу ряда макроэкономических факторов с 1988 по 1996 г. продолжался
систематический спад объемов геологоразведочных работ, которые в настоящее
время составляют около 25% от уровня 1987 г., а прирост запасов минерального
сырья в значительной степени не компенсирует объемы их добычи. На этом общем
фоне в 1996 г. удалось стабилизировать основные показатели геологоразведочных
работ и в 1997 г. добиться их прироста темпами, которые могли бы обеспечить
к 2001 г. достижение равновесия между объемами добычи и приростом запасов по
важнейшим видам сырья (нефть, газ, золото, некоторые металлы). Однако очередной
финансовый кризис, произошедший в августе т.г., отодвинул сроки решения этой
задачи на 2-3 года. Резко ухудшилась социально-экономическая обстановка
в отраслях, с III квартала практически прекращено финансирование федеральных заказов.
  
Геологическая служба и служба водного хозяйства страны, будучи на подъеме
в I кв. 1998 г., к началу IV кв. подошли к черте, когда только экстренные меры
могут обеспечить их выживание, сохранить функции воспроизводства сырьевой базы,
ее лицензирования, охраны природных ресурсов и другие важные направления деятельности.
  
Преодоление кризисной ситуации возможно путем принятия ряда оперативных
безотлагательных мер организационного характера, а также при решении комплекса
проблем по следующим направлениям:
   Указанные проблемы должны быть решены с учетом важнейшей роли природно-ресурсной политики при определении долгосрочной стратегии, средне- и краткосрочных задач социально-экономического развития страны, фактического состояния объектов управления, направлений деятельности, компетенции и ответственности МПР России.
1. В области воспроизводства топливно-энергетических, минерально-сырьевых и водных ресурсов
1.1. Топливно-энергетические и минерально-сырьевые ресурсы
  
Несмотря на негативные тенденции последнего десятилетия в развитии
геологоразведочных работ и воспроизводства минерально-сырьевой базы,
Россия пока сохраняет за собой одно из ведущих мест в мире по
минерально-сырьевому потенциалу и объемам его использования. Россия
входит в первую тройку стран мира по объемам добычи нефти и газового
конденсата и является безусловным лидером по объемам запасов и добычи газа.
1.2. Водные ресурсы ....
  
Использование нефтегазового потенциала позволяет удовлетворить энергетические
потребности страны и обеспечить значительные объемы валютных поступлений
за счет экспорта нефти и газа. В 1997 г. валютные поступления России только
от поставок на экспорт нефти и природного газа (доля которых в мировом экспорте
равна 8 и 42% соответственно) составили около 39 млрд. долларов США,
или более 44% общих валютных поступлений от годового объема экспорта.
  
Однако для динамичного развития экономики требуется значительное увеличение
уровня потребления топливно-энергетических ресурсов на внутреннем рынке с
целью сокращения разрыва с развитыми странами по потреблению на душу населения и,
соответственно, в энерговооруженности производства и других сфер. Решение этой
стратегической задачи невозможно без расширенного воспроизводства
минерально-сырьевой базы, в частности, обеспечения к 2005 г. прироста запасов
до 400 млн. тонн нефти и до 400 млрд.куб.м газа в год.
  
Расширенное воспроизводство сырьевой базы нефти и газа может быть достигнуто
при условии совершенствования механизма и использования средств на воспроизводство
минерально-сырьевой базы (МСБ) и привлечения для этих целей отечественных и зарубежных
инвестиций.
  
Отсутствие долговременной Концепции воспроизводства топливно-энергетических ресурсов,
базирующейся на геолого экономических оценках ресурсов и запасов и учитывающей уровни
потребностей регионов и страны в целом в углеводородном сырье на среднесрочную
перспективу, значительно снижает эффективность использования этих средств.
  
В России с 1991 г., несмотря на уменьшение объемов добычи, произошло
сокращение разведанных запасов по меди и никелю - на 2,9-3%,
по платиноидам - на 5,9%, по алмазам - на 13,6%. Имеющиеся балансовые запасы
существенно девальвируются их относительно низким качеством. Доля активных
(рентабельных) запасов в общем объеме балансовых составляет:
по железным рудам - 85%, бокситам - 52%, титану - 68%, золоту коренному - 59%,
золоту россыпному - 61%.
  
Тенденция снижения абсолютных объемов запасов не согласуется с тенденцией
их роста в крупных сырьевых странах и в мировом масштабе в целом. Мировые
разведанные запасы большинства видов минеральных ресурсов увеличиваются на 3-5%
в год или сохраняются на стабильном уровне. Ежегодные темпы роста запасов составляют:
по железным рудам - 10,2%, по марганцу - 5%, по хрому - 4,4%, по меди, свинцу и цинку - 4,5%,
по никелю - 3,6%, по олову - 5%, по вольфраму и молибдену - 3%, а темпы роста
добычи и потребления минерального сырья в мире составляют 1-3%.
  
За годы экономических реформ резко упали объемы региональных геологосъемочных,
поисковых и поисково-оценочных работ - основы стратегического и тактического
развития минерально-сырьевой базы.
  
Развитие минерально-сырьевой базы должно быть ориентировано на перспективные
потребности экономики страны в минеральном сырье и продуктах его переработки,
которые к 2005-2010 гг., по имеющимся прогнозам, по сравнению с 1997-1998 гг.
возрастут по важнейшим видам на 8-12%, в том числе по черным металлам - 7-14%,
цветным металлам и редким металлам - 35-60%.
  
Эти показатели должны быть приняты в качестве ориентиров при решении проблем
развития минерально-сырьевой базы.
1.3. Региональное геологическое изучение территории России ....
1.4. Информационное обеспечение.
  
В системе МПР России функционируют уникальные по полноте Российский и
территориальные геологические фонды (Росгеолфонд и ТРФ), мощный
информационно-вычислительный центр (ГлавНИВЦ), сеть региональных
и специализированных информационно-вычислительных центров. Формируются банки
и базы геологической информации, разрабатываются и внедряются геоинформационные
технологии многоаспектной оперативной обработки, хранения и выдачи
геолого-геофизической информации.
  
Созданы информационно-издательские и информационно-аналитические центры
(Геоинформмарк, ИАЦ-Минерал, ИЦ Геоинформсистем). В 1998 г. было создано
и начало активно функционировать Национальное информационное агентство "Природные ресурсы".
  
Созданная издательская и информационно-аналитическая инфраструктура
обеспечивает издание специализированных отраслевых журналов,
обобщающих монографических работ и других информационных материалов
федерального уровня.
  
Однако информационно-аналитическая служба МПР России нуждается в дальнейшем
совершенствовании. В первоочередном порядке необходимо:
2. В области нормативно-правового обеспечения
  
Принципиальные изменения в экономической системе Российской Федерации,
нестабильность финансово-экономической ситуации обнажили ряд острых
проблем в недропользовании и водопользовании, особенно в их законодательном
и нормативно-правовом обеспечении.
2.1. Недропользование.
Развитие геологоразведочных работ, поддержание уровня добычи дефицитных видов минерального сырья, освоение новых месторождений сдерживается в первую очередь неэффективностью действующих экономических взаимоотношений государства - собственника недр и недропользователей.
2.2. Водопользование ....
  
Практика применения действующей нормативно-правовой базы и структуры
управления недропользования и природопользования в целом показала, что
они созданы для функционирования в стабильных экономических условиях.
Негативные или кризисные экономические процессы (резкое падение инвестиционной
привлекательности объектов природопользования, неплатежи, инфляция и т.д.)
создают объективные условия для массовых нарушений субъектами-природопользователями
установленных условий использования природных ресурсов, вызывают кризис отношений,
создают формальную основу для массового аннулирования выданных ранее лицензий
и широкомасштабных конфликтных ситуаций государства с производителем.
  
В связи с этим законодательные нормы должны быть более гибкими и нуждаются
в корректировке.
  
Платежи за право пользования недрами, которые по идее, заложенной в Законе Российской Федерации "О недрах", должны иметь рентный характер, на практике превратились в жесткие фискальные нормы, не учитывающие геолого-экономические особенности освоения месторождений, мировые уровни цен на минеральное сырье, его конъюнктуру.
  
Положение о порядке и условиях взимания платежей за право пользования недрами, утвержденное Правительством Российской Федерации в 1992 г., за прошедшие годы не пересматривалось и не корректировалось. Многочисленные предложения по внедрению экономических рычагов в стимулирование геологоразведочных работ, освоение новых объектов не были реализованы через нормативно-правовые документы.
  
Несмотря на то, что с момента принятия последней редакции Закона Российской Федерации "О недрах" прошло три с половиной года, не реализована статья 40 этого Закона, позволяющая производить частичное или полное освобождение недропользователей от платежей, устанавливать отсрочки, а также статья 48, позволяющая устанавливать скидки за истощение недр.
  
Не задействованным оказался механизм стоимостной оценки разведанных запасов полезных ископаемых, позволяющий поставить взаимоотношения государства и недропользователей на объективную экономическую базу. Методика стоимостной оценки разведанных запасов до сего времени находится в стадии разработки.
  
Условия лицензий на пользование недрами, определенные при их выдаче, во многих случаях не могут быть выполненными из-за изменившейся экономической ситуации, прежде всего из-за падения мировых цен на нефть и другое минеральное сырье. Действующие нормативно-правовые документы не определяют идеологию форс-мажорных обстоятельств, условий их возникновения и влияния на взаимоотношения государства и недропользователей.
  
Не введены в действие нормативные документы, регулирующие порядок подготовки и проведения конкурсов и аукционов на право пользования недрами.
  
Первоочередной мерой является внесение блока поправок и дополнений в закон Российской Федерации "О недрах".
  
Необходимо усилить работу по подготовке концепции и структуры Кодекса о недрах Российской Федерации, обеспечить его разработку и своевременное введение в действие на базе накопленного опыта и действующих основополагающих норм, прошедших испытание временем.
  
При совершенствовании нормативно-правовой базы необходимо учесть, что главным звеном созданной системы воспроизводства МСБ является механизм принудительного ведения ГРР добывающими компаниями. Предельные возможности этой системы ограничиваются простым воспроизводством МСБ даже при условии резкого ужесточения фискальных мер и увеличения численности государственного контролирующего аппарата. Расширенное воспроизводство МСБ возможно только при условии существенного улучшения финансового механизма, качественного возрождения геологической службы, обновления правовых, теоретических, методических и организационных подходов к воспроизводству МСБ. В этом состоит главная стратегическая задача, которая должна быть решена через последовательные активные шаги.
2.3. Соглашения о разделе продукции
Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" установил правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации.
  
Ввиду ряда экономических преимуществ (снижение рисков разного рода, в том числе и экономического характера), инвестирование на условиях СРП более предпочтительно.
  
В 1997 г. был издан ряд нормативных актов, которые должны были способствовать реализации Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции".
  
Одним из них явилось постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 1997 г. "О мерах по реализации Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", в соответствии с которым была создана Комиссия Правительства Российской Федерации по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации соглашений о разделе продукции.
  
За короткий период Комиссия рассмотрела два подготовленных Министерством природных ресурсов Российской Федерации законопроекта "Об участках недр и месторождений, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции", в которые вошли десять участков недр и месторождений.
  
В соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" были созданы комиссии по разработке пользования недрами и подготовке проектов соглашений о разделе продукции по пяти углеводородным и одному золоторудному месторождениям.
  
Подготовка и реализация соглашений о разделе продукции наталкиваются на политические и экономические проблемы, а также несовершенство правовой базы.
  
Состояние законодательства по вопросам СРП, а в широком смысле - по вопросам договорных отношений государства с инвесторами, характеризуется наличием ряда противоречий, решение которых будет непосредственно влиять на правовой режим СРП.
  
Необходимо внесение изменений и дополнений в Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции" и в ряд федеральных законов, регулирующих налоговые, таможенные и иные административные отношения.
  
Требуется принять ряд нормативных правовых актов, в том числе регламентирующих основные принципы организации конкурсов и аукционов на право заключения соглашений о разделе продукции, порядок подготовки и заключения соглашений. Также более детальной проработки требуют вопросы типовой структуры СРП.
  
Основными проблемами, которые необходимо решать в сложившейся ситуации, являются:
3. В области финансово-экономического обеспечения воспроизводства минерально-сырьевых и водных ресурсов
МПР России представило в Правительство Российской Федерации проект Федерального закона о внесении изменений в законы Российской Федерации "О недрах" и предложения в проект Федерального закона "О Федеральном бюджете на 1999 год", нацеленные на сохранение и обеспечение функционирования целевого бюджетного фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы (ВМСБ) и образование фонда восстановления и охраны водных объектов на принципах Федерального дорожного фонда.
  
Реализация изменений и предложений предопределяет внесение поправок, изменений и дополнений в ряд законодательных и нормативно-правовых актов:
  
Первоочередной задачей по реализации государственной политики природопользования является создание единой системы платного природопользования на принципе необходимости и достаточности и принятие законодательных и нормативных актов по ее защите.
  
Состояние бюджетов всех уровней не обеспечивает даже минимально необходимых потребностей на воспроизводство, восстановление и охрану объектов недро- и водопользования. В этой ситуации одной из первоочередных задач, стоящих перед министерством, является привлечение на эти цели внебюджетных средств, в том числе от введения системы обязательного страхования объектов недро- и водопользования с направлением части страховых средств на упреждающие мероприятия восстановительного и природоохранного характера.
  
Неисполнение Закона Российской Федерации "О недрах", Водного кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете" в части концентрации и целевого использования отчислений недро- и водопользователей привело к продолжающемуся спаду геологоразведочных работ, работ по противопаводковым мероприятиям, берегоукреплению, поддержанию в безаварийном состоянии гидротехнических сооружений и, как следствие, к увеличению кредиторской задолженности федерального бюджета за работы, выполненные для федеральных нужд.
  
Особенно остро стоит проблема финансирования капитальных вложений на строящиеся водохранилища, требующая принятия решений о целесообразности продолжения этих строек, а также о расчете по заработной плате с работниками этих строек.
  
Независимо от решения вопроса по этим целевым бюджетным фондам необходимо в первоочередном порядке подготовить два законопроекта: "О целевом бюджетном фонде ВМСБ" и "О целевом бюджетном фонде восстановления и охраны водных объектов".
  
Создание в перспективе единой системы платного природопользования с целью обеспечения воспроизводства и охраны природных ресурсов путем доработки природно-ресурсного и налогового законодательства разгрузит Правительство страны от решения многочисленных текущих проблем и вопросов в области геологии и ресурсов недр, водного хозяйства и других видов природных ресурсов.
4. В области системы управления воспроизводством минерально-сырьевых и водных ресурсов, структурных преобразований органов управления, организаций и предприятий
Совершенствование системы управления, изучения и использования природных ресурсов, структурные преобразования органов управления, организаций и предприятий продолжает оставаться одним из важнейших направлений деятельности МПР России.
  
В 1997 г. начата реорганизация территориальных органов на базе существующих комитетов по геологии и использованию недр и комитетов водного хозяйства. Созданы 49 единых комитетов природных ресурсов с сокращением их общего количества со 160 до 116, два специализированных центра по работам на уран и кварцевое сырье с передачей функций координации геологоразведочными работами на стратегические виды минерального сырья и контроля за рациональным использованием средств на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
  
Определен перечень предприятий, организаций и учреждений, выполняющих работы для федеральных нужд, которым в последующем предполагается придать статус организаций, находящихся в прямом ведении МПР России, а также перечень предприятий, организаций и учреждений, подлежащих приватизации, передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации, реорганизации и ликвидации.
  
Ряд научно-исследовательских организаций и учебных заведений присоединен к более мощным научным геологическим организациям или передан Минобразованию России.
  
Согласованы с отдельными субъектами Российской Федерации материалы по передаче из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации 19 геологических предприятий.
  
Однако во второй половине 1998 г. деятельность государственных органов управления фондом недр была переориентирована с главной созидательно-экономической функции - воспроизводство минерально-сырьевой базы на подфункцию контроля и административного изъятия лицензий на недропользования. Были предприняты попытки ликвидации системы территориальных органов МПР России, фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы, созданных в прошлые годы механизмов финансового самообеспечения геологоразведочных работ.
  
Недостаточно проработанным решением коллегии МПР России от 10.06.98 N 9-1/2 реорганизация территориальных органов была фактически приостановлена и переориентирована на приоритет региональных органов и ослабление влияния Министерства в территориальных органах, что крайне отрицательно воспринято многими субъектами Российской Федерации, поскольку этот шаг не учитывает существующие особенности федеральных отношений и является преждевременным.
  
Не решены некоторые задачи оперативного совершенствования системы и определения статуса территориальных органов Министерства, и в частности:
  
Территориальные органы МПР России необходимо наделить координирующими функциями природно-ресурсного блока в субъектах Федерации.
  
С целью повышения эффективности управления водными объектами и фондом недр, придания большей целостности водной и геологической службам необходимо продолжить дальнейшее совершенствование структуры центрального аппарата МПР России и его территориальных органов в соответствии с решением коллегии МПР России от 17.10.97 N 16.
5. В области управления федеральной собственностью в системе недро- и водопользования
В сфере управления государственной собственностью в системе недро- и водопользования имеется ряд вопросов, требующих скорейшего решения.
  
Постановлением коллегии МПР России от 10.06.98 N 9-1/3 определены предприятия, силами которых предусмотрено решать основные задачи, стоящие перед государственным сектором отрасли. Для реализации задач необходимо осуществить ряд мер, обеспечивающих эффективную их работу: реорганизация и укрупнение предприятий; создание специализированных научных центров; освобождение предприятий от излишнего имущества путем продажи, сдачи в аренду (в частности, по морским судам, прямо не задействованным в решении тематических задач в пределах средств, выделяемых бюджетом); продолжение передачи объектов социальной сферы, находящихся на балансе предприятий, в муниципальную собственность. Необходимо также определить принадлежность скважин глубокого бурения, выделенных в процессе приватизации, передать их новым владельцам, осуществляющим недропользование на соответствующих участках.
  
Сокращение количества предприятий и их укрупнение должно быть реализовано через переутверждение уставов федеральных унитарных предприятий в новой редакции. Необходимо осуществлять опережающие мероприятия по предотвращению процедур банкротства государственных предприятий, бесконтрольного ареста их имущества и его продаже органами налоговой полиции и судебными органами. Особые усилия должны быть направлены на сокращение кредиторской и дебиторской задолженности, своевременному проведению реструктуризации долгов, погашению задолженности по заработной плате.
  
В работе с акционерными обществами, где закреплено специальное право ("Золотая акция"), необходимо сосредоточить усилия представителей государства на сохранении профиля деятельности организаций, обеспечение технологическим оборудованием и на предотвращении отчуждения основного имущества акционерных обществ.
  
По предприятиям и организациям, не вошедшим в перечень, одобренный постановлением коллегии МПР России от 10.06.98 N 9-1/3, необходимо организовать работу по их реорганизации, преобразованию в акционерные общества, приватизации, ликвидации, передаче в ведение субъектов Российской Федерации.
  
Необходимо подготовить необходимые проекты решений по совершенствованию ведения учета и созданию реестров (кадастров) участков недр в соответствии с законом "О недрах" и водных объектов в соответствии с "Водным кодексом".
  
В перспективе следует определить порядок отнесения недр к федеральной собственности и разграничения водных объектов по уровням собственности.
Коллегия ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Главные задачи МПР России, определенные постановлением коллегии Министерства от 04.02.98 N 2, сохраняют свою актуальность, но нуждаются в корректировке по срокам, приоритетам и методам реализации с учетом возникшего в стране финансово-экономического кризиса и недостаточно проработанных решений коллегии Министерства в III-IV кварталах 1998 г.
  
2. Принять основные направления антикризисных мер по стабилизации положения в системе МПР России:
  
2.1. В области воспроизводства минерально-сырьевых и водных ресурсов :
2.2. В области нормативно-правового обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы :
2.3. В области финансово-экономического обеспечения воспроизводства минерально-сырьевых и водных ресурсов :
2.4. В области системы управления фондом недр и водных ресурсов, структурных преобразований органов управления, организаций и предприятий Признать необходимым совершенствование системы управления воспроизводством и использованием природных ресурсов осуществлять с учетом следующих основных принципов :
2.5. В области структурных преобразований организаций и предприятий и управления госсобственностью :
2.6. В области социального развития :
3. Утвердить План мероприятий по стабилизации положения в системе МПР России в 1998 г. и последующие годы.
Председатель коллегии | В.П.Орлов |