Интервью с главой Министерства природных ресурсов    

Виталий Артюхов - Обеспечить приход больших денег в большую геологию
Выдержки из интервью - Александр Тутушкин, 16/01/2002, Ведомости, с.А5

В минувшем году глава Министерства природных ресурсов (МПР) Виталий Артюхов показал себя одним из самых радикальных министров. Вступив в должность в июне 2001 г. , он сразу же пообещал отобрать лицензии у тех недропользователей, кто не приступает к разработке полученных месторождений. Но уже через несколько месяцев выяснилось, что новый министр не столь "кровожаден", как представлялось сначала, и его заявления - лишь кнут для долго запрягающих компаний. О том, какую политику МПР будет проводить в новом году, Артюхов рассказал "Ведомостям".

* * *

- Какие изменения произошли в сфере недропользования, с тех пор как вы возглавили МПР?

- Исходно перед нами стояла задача эффективного использования и нормального воспроизводства минерально-сырьевой базы страны, в том числе надлежащего пополнения государственного фонда разведанных запасов. Поэтому роль МПР видится нам в том, чтобы обеспечить работу по каждой ранее выданной лицензии в точном соответствии с требованиями, зафиксированными в соглашении. Необходимо также увязать выдачу каждой новой добычной лицензии с решением конкретных экономических и инвестиционных задач национального, отраслевого или регионального уровня, а также программных государственных задач исследования и освоения новых или малоизученных геологических провинций, в том числе с выходом на континентальный шельф.
   Решение этих задач - стержневой элемент всех наших действий в сфере недропользования. В частности, именно под этим углом зрения идет рассмотрение ранее заключенных лицензионных соглашений, а также решаются вопросы формирования программ геологоразведочных работ и лицензирования.
   Пока ясна только вербальная реакция бизнес-сообщества недропользователей на все наши действия. Что и кто из руководителей компаний сказал по этому поводу, вам, газетчикам, известно не хуже, чем в министерстве. Но для нас куда более важна реакция на уровне практических действий. А судить о ней в полной мере можно будет только по результатам следующей масштабной лицензионной инвентаризации, т. е. где-то через 2 - 3 квартала.

- В июле вы говорили, что в течение трех месяцев будут разработаны и утверждены четкие регламенты по всей цепочке лицензионного процесса, в том числе и по условиям допуска к конкурсам и аукционам. Однако до сих пор ни одного конкурса или аукциона не проведено. Почему?

- Сначала о судьбе пакета новых документов, регламентирующих процесс лицензирования. Их подготовка завершена. Но мы решили сделать рассмотрение этого пакета предельно открытым и гласным и, соответственно, направили его на выверку и согласование всем заинтересованным и компетентным организациям - в регионы, добывающие компании, научные институты. В результате мы несколько проиграли в темпе, но, надеюсь, выиграли в качестве.
   Что касается новых конкурсов и аукционов, то их проведение мы не будем форсировать. Аргументы таковы. По большинству видов ресурсов основная, если не подавляющая часть месторождений относится к фонду недр, распределенных через систему лицензирования, т. е. они уже переданы в геологическое изучение, разведку и добычу компаниям-недропользователям. Это нормальная ситуация для рыночной экономики. Вопрос, однако, не только в том, что у государства осталось мало запасов как таковых. Главное - в госрезервах остаются в основном проблемные или плохо изученные месторождения,...

- Как обстоит дело с конкурсом по уникальному золоторудному месторождению Сухой Лог? Насколько известно, этот вопрос подвис в МПР...

- Мы этот вопрос не подвесили, а капитально проработали и существенно уточнили. Золоторудное месторождение Сухой Лог относится к числу крупнейших в мире. Его разведанные запасы составляют 1029 т при содержании золота в руде 2,7 г/т. Это исключительно высокие показатели! Причем мы обладаем весьма основательной геологической информацией по этому месторождению, что делает вполне понятными для специалистов реальные сроки освоения и темпы добычи. В этих условиях нужен не конкурс обещаний, а прямой и честный аукцион. Полагаю, что этот аукцион попадет в программу лицензирования на 2002г.

* * *

- В последнее время МПР России выдвигает инициативы в организации новых схем финансирования геологоразведки. Чем это вызвано? В чем конкретно состоят эти схемы?

С вступлением в силу главы 26 Налогового кодекса РФ завершился определенный исторический этап, когда геологоразведочные работы финансировались в основном за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Очевидно, что прямое бюджетное финансирование госзаказа на геологические работы этот механизм не заменит - масштабы не те. Но главное в том, что не может и не должна огромная отрасль, добывающая информацию рыночной стоимостью в десятки миллиардов долларов, стоять в одной очереди за бюджетными деньгами с социальной сферой или национальной обороной.
   Поэтому коренное изменение схем финансирования геологоразведки во всех случаях неизбежно. Общие контуры этих новых схем ясны из уже упомянутого примера организации работ на континентальном шельфе: разведка за счет собственных средств компаний на основе сквозных лицензий. Судя по поведению ведущих недропользователей, крупные компании готовы к такому повороту событий...

* * *

- Ваши планы на этот год?

- Резюмирую позиции, о которых я говорил выше: обеспечить приход больших денег в большую геологию, гармонизировать взаимодействие с субъектами Федерации по всем аспектам природопользования и природоохраны, формировать надлежащие стандарты экономического и экологического поведения всех природопользователей и, соответственно, вытеснение из этого бизнеса "субстандартных" природопользователей.
. . .
   Но во всех случаях на первом плане - законодательная работа. Готовим документы по всему комплексу вопросов природопользования к заседанию Госсовета, которое состоится в феврале-марте. Очень важно для нас, в частности, обеспечить согласованность норм гражданского, налогового и административного законодательства с позициями, предусмотренными законодательством о недрах.
. . .

Полностью интервью смотрите на сайте Министра


8/01/2002, Regions.ru

"Позитивные тенденции последних двух лет в деле эффективного промышленного освоения ресурсов недр России будут продолжаться и в 2002 году ", - заявил в отчетном интервью Департаменту правительственной информации министр природных ресурсов РФ Виталий Артюхов.
По его словам, Министерство природных ресурсов России в 2002г проведет предварительную оценку новой платинометальной провинции на Кольском полуострове, а также месторождения дефицитных для России марганцевых руд в Красноярском крае и Кемеровской области. Кроме того, ожидается, что геологами будут локализованы и получат предварительную оценку месторождения золота с прогнозными ресурсами около 700 тонн. ...