Утверждены Основы государственной политики в
области использования минерального сырья и
недропользования
Из Распоряжения Правительства Российской Федерации
от 21 апреля 2003 г. N 494-р.
1. Утвердить прилагаемые Основы государственной
политики в области использования минерального сырья и
недропользования.
2. МПР России совместно с заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти организовать
работу по реализации Основ государственной политики в
области использования минерального сырья и
недропользования.
УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением
Правительства Российской Федерации от 21 апреля
2003 г. N 494-р
ОСНОВЫ государственной политики в
области использования минерального сырья и
недропользования
Россия располагает крупнейшим минерально-сырьевым
потенциалом и является одним из ведущих мировых
производителей минерального сырья. В то же время
минерально-сырьевая база страны обладает относительно
низкой инвестиционной привлекательностью из-за
неблагоприятного географо-экономического размещения
многих месторождений полезных ископаемых и относительно
низкого качества минерального сырья, его низкой
конкурентоспособности в современных экономических
условиях. Отсутствует долгосрочная государственная
стратегия в области изучения недр, воспроизводства
минерально-сырьевой базы и технического перевооружения
предприятий по добыче и первичной переработке полезных
ископаемых. Указанные негативные факторы в ближайшее
время могут привести к существенным затруднениям в
функционировании минерально-сырьевого комплекса,
замедлению экономического развития и снижению уровня
обеспечения безопасности страны.
Проведение Россией эффективной политики в сфере
рационального использования минерально-сырьевой базы
требует учета последствий глобализации мировой
экономики, прогнозируемого роста потребления
минерально-сырьевых ресурсов в XXI веке и является
важнейшим условием обеспечения структурной перестройки и
модернизации экономики и последовательного повышения
благосостояния населения.
Настоящий документ определяет цели, принципы и
задачи государственного регулирования соответствующих
видов деятельности, а также направления
совершенствования системы управления минерально-сырьевым
комплексом и государственным фондом недр России. Для
решения поставленных задач разработан план мероприятий
по реализации Основ государственной политики в области
использования минерального сырья и недропользования
согласно приложению.
1. Цели и принципы государственной политики в
области использования минерального сырья и
недропользования
Основными целями государственной политики в области
использования минерального сырья и недропользования
являются:
обеспечение воспроизводства и эффективного освоения
минерально-сырьевой базы Российской Федерации в целях
обеспечения устойчивого экономического развития России,
повышения благосостояния ее граждан;
организация рационального и комплексного
использования минерально-сырьевых ресурсов в интересах
нынешних и будущих поколений граждан Российской
Федерации;
защита геополитических интересов России, в том числе
на мировом рынке минерального сырья.
Государственная политика в области использования
минерального сырья и недропользования основывается на
следующих принципах:
сохранение государственной собственности на недра и
содержащиеся в них минерально-сырьевые ресурсы;
регулирование развития и использования
минерально-сырьевого комплекса страны в соответствии с
долгосрочной государственной стратегией, среднесрочными
и краткосрочными программами геологического изучения
недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы,
разрабатываемыми на основе долгосрочного (на перспективу
до 25-50 лет) прогнозирования уровней потребления
основных видов минерального сырья;
предоставление прав пользования недрами на
состязательной (аукционной, конкурсной) основе;
формирование федерального фонда резервных
месторождений полезных ископаемых, в том числе
углеводородного сырья (фонда минерально-сырьевых
ресурсов для будущих поколений);
совершенствование системы налогов и платежей,
связанных с пользованием недрами, в целях обеспечения
справедливого распределения между государством и
недропользователями доходов от использования ресурсов
недр, находящихся в государственный собственности,
создания благоприятных экономических условий для
функционирования минерально-сырьевого комплекса России,
поддержания его конкурентоспособности на мировом рынке;
установление четкого разграничения полномочий между
Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации
в сфере использования и охраны недр;
стимулирование перехода экономики Российской
Федерации на ресурсосберегающие технологии, рациональное
и комплексное использование минерального сырья при его
добыче и переработке;
совершенствование практики реализации соглашений о
разделе продукции для освоения месторождений полезных
ископаемых, в том числе расположенных на континентальном
шельфе и на территориях регионов с отсутствующей
производственной инфраструктурой, применение таких
соглашений в исключительных случаях при отсутствии
претендентов на разработку участков недр на условиях
обычного налогового режима, усиление государственного
контроля за исполнением указанных соглашений.
2. Совершенствование нормативной правовой базы в
области использования минерального сырья и
недропользования
Для реализации государственной политики в области
использования минерального сырья и недропользования
необходимо обеспечить совершенствование законодательства
о недрах, обратив особое внимание на правовое
регулирование следующих аспектов деятельности в сфере
недропользования:
предоставление в пользование участков недр на основе
административных и гражданско-правовых механизмов,
включая договоры концессий и другие формы договорных
отношений;
четкое распределение между Российской Федерацией и
субъектами Российской Федерации полномочий в области
управления недропользованием;
закрепление в лицензиях, лицензионных соглашениях и
договорах на пользование участками недр обязательств
недропользователя по этапам и срокам освоения
месторождений, выполнению объемов и видов работ,
связанных с пользованием недрами;
применение экономических и правовых санкций к
недропользователям, нарушающим условия пользования
недрами, в том числе санкций за умышленную консервацию
месторождений полезных ископаемых;
признание работ по разведке месторождений полезных
ископаемых самостоятельным видом пользования недрами,
финансируемого в том числе из федерального бюджета;
стимулирование применения лучших технологий разведки
и добычи полезных ископаемых, минимизации негативного
воздействия на окружающую среду при проведении
геолого-разведочных и горных работ;
развитие системы государственного мониторинга
геологической среды;
создание эффективной системы государственного
контроля за проведением геолого-разведочных и добычных
работ, за выполнением условий лицензий и договоров на
право пользования участками недр;
совершенствование государственной экспертизы
результатов геолого-разведочных работ и системы учета
запасов полезных ископаемых;
разработка новых и корректировка действующих
стандартов, норм и правил в сфере недропользования и
охраны окружающей среды с учетом общепризнанных
принципов и норм международного права;
обязательность государственной экспертизы проектной
документации на разработку месторождений полезных
ископаемых;
обеспечение гарантий соблюдения интересов
государства и недропользователя.
3. Совершенствование системы управления
государственным фондом недр
В целях совершенствования системы управления
государственным фондом недр необходимо четкое
распределение полномочий между федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации путем:
закрепления за федеральными органами исполнительной
власти функции стратегического планирования развития
минерально-сырьевого комплекса Российской Федерации и
основных регулирующих и контрольных функций;
распределения исполнительно-распорядительных функций
между федеральными органами государственной власти и
органами государственной власти субъектов Российской
Федерации;
усиления системы государственного контроля за
геологическим изучением и использованием недр;
расширения практики проведения открытых аукционов,
связанных с предоставлением прав пользования недрами для
геологического изучения, разведки и добычи полезных
ископаемых;
разработки мер по повышению экономической
ответственности недропользователя за невыполнение
инвестиционных обязательств и неэффективное
использование предоставленных в пользование участков
недр.
4. Организационные мероприятия в области
использования и воспроизводства запасов минерального
сырья и обеспечения эффективной работы добывающей
промышленности
Важной составной частью реализации государственной
политики в области использования минерального сырья и
недропользования являются федеральные целевые программы
геологического изучения недр и развития
минерально-сырьевой базы страны, для выполнения которых
необходимо осуществление следующих мероприятий:
разработка политики в области использования
минерально-сырьевых ресурсов на длительную перспективу
(20, 30, 50 лет);
анализ и оценка перспектив внутреннего потребления,
экспорта, импорта минерального сырья и разработка
предложений по покрытию дефицита соответствующего вида
минерального сырья;
разработка мер по созданию стратегических
государственных запасов минерального сырья, в том числе
запасов пресных подземных вод, по формированию
необходимых и достаточных объемов складских запасов
стратегических видов минерального сырья;
своевременное и регулярное финансирование из средств
федерального бюджета геологических исследований,
проводящихся в интересах обороны и безопасности страны,
в целях прогнозирования, выявления и оценки
минерально-сырьевых ресурсов в малоизученных районах,
поиска и разведки стратегических видов минерального
сырья, обеспечения потребностей отраслей промышленности
в геологической информации о недрах, а также
прогнозирования геологических процессов, опасных для
жизни и здоровья населения;
контроль и оценка состояния минерально-сырьевой
базы;
стимулирование деятельности добывающих компаний по
проведению работ, направленных на получение прироста
запасов полезных ископаемых, в том числе за счет
бюджетных средств.
В целях обеспечения эффективной работы предприятий
добывающей промышленности необходимо осуществлять:
содействие формированию добывающих компаний, имеющих
высококонкурентную способность на мировом рынке добычи и
переработки минерального сырья;
расширение участия предприятий малого и среднего
бизнеса в деятельности в области использования
минерального сырья и недропользования;
использование различных форм государственной
поддержки и защиты интересов российских добывающих
компаний при выходе их на мировой рынок, а также
российских добывающих компаний, участвующих в реализации
крупных инвестиционных проектов, связанных с освоением
минерально-сырьевых ресурсов, в том числе за пределами
Российской Федерации.
ПРИЛОЖЕНИЕ к Основам государственной
политики в области использования
минерального сырья и недропользования
ПЛАН мероприятий по реализации
Основ государственной политики в области использования
минерального сырья и недропользования
|
|
Ответственные
исполнители |
Сроки исполнения |
I. Совершенствование
нормативной правовой базы в области использования
минерального сырья и недропользования |
1. |
Разработка новой редакции
проекта федерального закона "О недрах" |
МПР
России,Минэкономразвития России, Минэнерго
России, Госгортехнадзор России, Минпромнауки
России, Минфин России |
I полугодие 2003 г |
2. |
Подготовка предложений по
внесению изменений и дополнений в Налоговый кодекс
Российской Федерации с целью совершенствования
системы налогообложения недропользователей |
Минфин
России,Минэкономразвития России, МПР
России, МНС России, Минэнерго
России, Минпромнауки России, Госгортехнадзор
России |
2003-2004 г.г |
3. |
Разработка и утверждение
классификаций запасов полезных ископаемых и
прогнозных ресурсов, соответствующих международным
стандартам |
МПР России,Минэнерго
России, Минпромнауки России |
II квартал 2003 г |
4. |
Разработка проектов
нормативных правовых актов, регулирующих
организацию единой системы государственной
экспертизы запасов полезных ископаемых в целях
обеспечения количественной и качественной оценки
минерального сырья |
МПР
России,Минэкономразвития России, Минэнерго
России, Минпромнауки России |
2003 г |
5. |
Разработка экономических,
правовых и организационных мер, обеспечивающих
привлечение государственных и негосударственных
средств для финансирования поиска и разведки
месторождений полезных ископаемых |
МПР России,Минэнерго
России, Минэкономразвития
России, Минпромнауки России |
IV квартал 2003 г |
6. |
Разработка и утверждение
в установленном порядке нормативных правовых
актов, регламентирующих порядок геологического
изучения недр |
МПР России,Минэнерго
России, Минпромнауки России |
IV квартал 2003 г |
7. |
Разработка и утверждение
в установленном порядке нормативных правовых
актов, регламентирующих порядок разработки
месторождений полезных ископаемых (включая вопросы
обустройства) |
Минэнерго
России,Минпромнауки России, МПР
России, Госгортехнадзор России |
IV квартал 2003 г |
II. Совершенствование системы
управления государственным фондом недр |
8. |
Разработка долгосрочной
государственной программы изучения недр и
воспроизводства минерально-сырьевой базы России на
основе баланса потребления и воспроизводства
минерального сырья в рамках федеральной целевой
программы "Экология и природные ресурсы России
(2002-2010 годы)" |
МПР России,Минэнерго
России, Минпромнауки России, Минатом
России, Минэкономразвития России |
II квартал
2004 г |
9. |
Создание современной
научно-производственной структуры геологической
службы для решения государственных задач по
геологическому изучению недр и воспроизводству
минерально-сырьевой базы |
МПР России |
2003 г |
10. |
Разработка программ исследований по
прогнозу геологических опасных явлений |
МПР России |
2003 г |
Пресс-служба Правительства РФ
|